Божественная защита
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» защищает жилье от пожаров, молний и является покровительницей Российских пожарных еще с древних времен. Празднование в честь иконы совершается (4 по старому стилю) 17 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего “Купину”.
Неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим (Исх. 3) была одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Существует и другое толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистою, не познавшею беззакония. В церковных песнопениях слышится этот заветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила eси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино Неопалимая».
По народному верованию, икона эта избавляет дома почитающих её от огня. «Неопалимая Купина «изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение встречается редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также Архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алебастровым сосудом, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадильницей, Варахиил с виноградными гроздьями и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери, — знамение того, что Она возвела человечество от земли на небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнопениях «Жезлом от корня Иессеева».
Одна из наиболее чтимых икон «Неопалимой Купины» находилась в Благовещенском соборе московского Кремля. Принесенная в Москву палестинскими иноками в 1390 году, она, по преданию, была написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.